Воспитание самостоятельности

и соблюдение правил дорожного движения

детьми дошкольного возраста.

/Опыт работы воспитателя Л.В.Ивченко/

 

Подготовка детей к школе это развитие и подготовка ребенка для перехода от дошкольника к ученику. Это естественная часть гармонического процесса для развития личности ребенка затрагивающая все стороны его развития. Воспитание самостоятельности и соблюдение правил дорожного движения детьми - вот одна из сторон этого развития. Дети самые беспечные участники движения. Они могут бросаться под колеса автомобиля за мячом, могут выехать в гущу транспортного потока, едва научившись держаться на велосипеде, могут догонять друг- друга у самой обочины дороги. Они пренебрегают правилами поведения, прежде всего потому, что не представляют грозящей опасности. Век автомобилей и высоких скоростей детям необходимы знания правил дорожного движения, поведения пешехода на улицах и шоссе. Обучение детей этим правилам- важное воспитательное мероприятие, прививающее детям дисциплинированность, осторожность, находчивость, самостоятельность. Все эти качества понадобятся ребенку-будущему школьнику. Первоклассники, как и дошкольники, нуждаются в провожатых. Однако не всегда родители могут провожать ребят на занятия. Дети ходят в школу самостоятельно, и от поведения на улице зависит их жизнь и здоровье. Возникает вопрос, как сделать, чтобы ребята чувствовали себя на улице в безопасности, как заставить малышей быть внимательными и осторожными на улице? Как научить их соблюдать правила дорожного движения? Как воспитать навыки культурного и безопасного поведения на улице?

Я решила вести работу по обучению детей правилам дорожного движения постоянно. За много лет накопился интересный материал для работы с детьми.

Познакомившись с программой МДОУ ЦРР д./с №47, и пользуясь опытом работы коллег Ставропольского края, я поставила ряд задач. Для реализации поставленных задач мною был разработан перспективный план. Так же мною была организована кружковая работа по теме «Красный, желтый, зеленый».

Необходимым условием эффективной реализации программы является единство и взаимосвязь детского сада, семьи и ГАИ. К сожалению, семья часто недооценивает значение этой работы. Хочется, чтобы каждый родитель понял, что обучение детей правилам дорожного движения и поведение пешехода на улице не только позволит получить им необходимые знания, но и разовьет у детей чувство ответственности за свое поведение на улице. Умение предвидеть возможную опасность, самообладание, самостоятельность, умение быстро и правильно оценивать обстановку, обеспечивает у детей формирование прочных навыков поведения на улице. Поэтому я начала пропагандистскую работу с родителями, познакомила их с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения, привлекала к изготовлению пособий, к выполнению различных заданий с детьми. В своей работе использую все формы и методы работы с родителями:

 

  • родительское собрание на тему: «Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов»
  • консультации: «Обучение старших дошкольников ПДД в семье», «Пешеход и транспорт», «Движение пешеходов по улицам и дорогам», «Роль игры для закрепления ПДД», «Роль родителей в обучении детей ПДД» и многие другие.
  •  памятки и рекомендации

Интересно проходят встречи с сотрудником ГАИ А.С. Тарасовым, отвечавшим на вопросы родителей, демонстрируя иллюстрации, фотографии.

Параллельно работе с семьей, я провела работу с коллегами, для того чтобы педагогический коллектив целенаправленно организовал свою работу по ПДД. Были предложены консультации и рекомендации для воспитателей на тему: «Что должен знать воспитатель о безопасности движения», «Памятка воспитателю по ПДД», «Предупреждение дорожно-транспортного травматизма», «Дети и дорожное движение», «Совместная работа детского сада и семьи», «Движение пешеходов по улицам и дорогам», «Дорожное движение», так же были разработаны конспекты занятий и рекомендованы к использованию в работе

В моей работе стали системой совместные встречи работников ГАИ с родителями, педагогами и, конечно же, воспитанниками. На них сотрудники ГИБДД рассказывают о дорожных происшествиях, их причинах, рекомендуют педагогам и родителям, на что надо обратить особое внимание, а воспитатели рассказывают о состоянии обучения детей правилам дорожного движения.

Для обучения детей правилам дорожного движения необходимы специальные пособия. Изготавливала и приобретала я их постепенно: изготовила дидактические игры, светофоры для занятий и игр, приобрела жезл регулировщика, вместе с детьми изготовила небольшой макет ближайшего перекрестка, для занятий приобрела различные виды транспорта: наземный, воздушный, водный. В группе была отведена специальная зона по ПДД, где размещаются дидактические и настольные игры, атрибуты к сюжетным играм, макеты улиц, различный иллюстративный материал, художественная литература. Также в группе организована выставка рисунков детей и взрослых. В каждой игровой зоне поместила соответствующий знак, например развивающая зона «Больница» - неподалеку расположен указательный знак «Больница».

С наступлением теплого времени года, на участке детского сада размечается площадка, имитирующая перекресток, для игр и упражнений в правилах дорожного движения. Для лучшего усвоения и закрепления детских знаний по дорожному движению были подобраны стихи, загадки, рассказы, книги, логические задачи.

 

Чтобы успехи во время ознакомления детей были лучше, стараюсь осуществлять связь между всеми разделами программы. На занятиях по развитию представлений об окружающем, изобразительной деятельности, музыкальных, физкультурных и других видах деятельности уделяю внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. На занятиях по ИЗО были спланированы такие занятия: «светофор», «Улица города», «Дома бывают разные», «Грузовой автомобиль».

В свободное от занятий время детям читаются стихи, рассказы, сказки о том, как важно изучать правила дорожного движения, проводятся интересные и увлекательные игры: «Назови знак», «Собери и назови», «Помоги Торопыжке», «Собери из частей», игры на макете и на площадке. Вместе с детьми делаем макеты домов, машин, изготавливаем атрибуты для игр.

Регулярно проводятся вечера развлечений, досуги, утренники, различные игры с элементами соревнования: «кто скорее найдет знак», «Собери целое из частей».

Весь материал для работы с детьми я поделила на группы:

1.   В первую группу вошли дидактические игры: «Узнай знак», «Парные картинки», «Сложи знак», «Собери и назови», «Составь машину» и другие. В своей работе часто использую словесные методы, провожу словесные игры: «Это я, это я», «Отгадай и назови».

2.   Вторая группа-это игры на развитие логического мышления: логические задачи, ребусы, лабиринты, которые способствуют формированию интеллектуального развития у детей.

3.    Третья группа - настольно-печатные игры: «Пешеход», «Светофор», «Домино», «Лото». Эти игры используются для уточнения и закрепления знаний детей по ПДД.

4.    Четвертая группа объединяет материалы к современным не стандартным играм: «Зов джунглей», «Поле чудес», «Что, где, когда».

5.    В пятой группе собраны знаки и серии плакатов: «Обучайте предвидеть опасность», «Внимание дети!»

6.    Группа, в которой собраны материалы для использования ТСО: кассеты, диски.

7.    В этой группе я объединила материалы в помощь воспитателям и родителям: консультации, рекомендации, конспекты мероприятий.

Работа по обучению детей ПДД проводится как на занятиях, так и в повседневной жизни. Для закрепления полученных знаний организуются экскурсии и прогулки к светофору, к перекрестку. Здесь дети непосредственно на практике знакомятся, как переходить улицу, как работает светофор, на какой сигнал можно переходить улицу, закрепляют знания правил пешеходов и пассажиров. Свои знания о правилах дорожного движения дети отражали в рисунках, играх. Изображая дома, дорогу, они рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. Во время игр ребята не только закрепляют правила дорожного движения, но и учатся культуре поведения в общественном транспорте: платить за проезд, не садиться, если стоит взрослый, и т.д. Для закрепления знаний детей правил дорожного движения,

проводила различные викторины, в которых использую логические задачи: «По улице мчалась пожарная машина, громко сигналя включенной сиреной. «Шофер нарушил правило. Вот знак - «Подача сигналов запрещена», - сказал Толик. А как вы думаете?» Я разъясняю дошкольникам, как важно не только знать, но и следовать правилам дорожного движения им, как будущим школьникам. Скоро они самостоятельно, без родителей, должны будут ходить по улицам города в школу. После проводится обучающая игра: «Мы идем в школу». Играя, дети упражняются в переходе дороги там, где нет светофора, используя «островки безопасности».

Работая по данной теме, регулярно провожу диагностику. Диагностика показала, что процент знаний детей в конце года по сравнению с началом года возрос в 4,5 раза. Выпуская детей в школу, я знаю, что мои воспитанники умеют ориентироваться в окружающей обстановке. Результативность моей работы подтверждается тем, что за время моей работы по данной теме не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения моими воспитанниками.

24.05.2016г.

Мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма « Внимание -  дети»

 

№ пп

Мероприятие.

Ответственный.

Дата проведения.

1.

Обновление информации в уголке «Безопасность»

Воспитатели.

Регулярно.

2.

Консультация к родительскому собранию на тему «Дисциплина на улице – залог безопасности детей».

Л.В.Ивченгко.

08.09.2016.

3.

Памятка для родителей младшего дошкольного возраста.

Воспитатели младших групп.

29.08.2016.

4.

Занятие на тему «Представим на минуту, что правила дорожного движения отменили».

Л.В.Ивченко.

05.09.2016.

5.

Выставка творческих  работ на тему «Внимание дети».

Воспитатели.

09.09.2016.